"В нашем деле не развиваться было бы большим проступком, которому никаких оправданий нет", - директор филиала КФ "UMC" ННЦМиД Бекбай Хайрулин о центре и команде врачей, которые в нем работают
Медцентру, в котором работает Бекбай Хайрулин, уже двенадцать лет. И это самая красивая больница в стране: гигантская территория с цветами, деревьями, скверами и фонтаном; на входе – улыбчивый охранник, готовый прийти на помощь; в огромном светлом атриуме растут экзотические деревья; а еще столовая, в которой меню будто из ресторана и росписи с изображением сказочных героев на стенах больничных коридоров.
Это – если не касаться медицины.
Если о главном, о врачах, то про ННЦ материнства и детства говорят, что это – один из самых современных клиник и с точки зрения медицинского подхода к лечению болезней, и с точки зрения научного подхода к их изучению. Не только в Казахстане, — на территории СНГ.
Прежде, чем попасть в кабинет Бекбая Хайрулина, мы познакомились с одной из мам, чей ребенок получает лечение в этом центре. Гульзат Ахметова и ее сын Омарбек Бабасултан приехали из Кызылорды. Мальчику 7 лет. С раннего возраста он не мог говорить внятно, а неразборчивость речи родители и местные врачи посчитали последствием полипов в носу. Из-за неверно поставленного диагноза, сыну Гульзат сделали операцию и удалили полипы, но говорить яснее ребенок не стал. Тогда женщина обратилась к врачам в Алматы. Там родителям Омарбека сказали, что у ребенка врожденный паралич речи. О том, что в ННЦ материнства и детства больным детям с таким диагнозом оказывают медпомощь, Гульзат узнала у своих знакомых. Уже в столичном центре врачи сразу приняли маленького пациента. Мальчика успешно прооперировали, к нашему приходу радостная мать и ее сын готовились к выписке. И таких положительных исходов очень много, говорит Гульзат, рассказывая о других мамах, которые на два дня стали ее соседками по комнате.
Двенадцать лет назад астанчане даже и представить себе не могли, что в скором времени город станет центром сразу семи инновационных объектов здравоохранения, не говоря уже о том, что за получением медицинской помощи в Казахстан будут приезжать туристы.
27 отделений, свыше 15 000 стационарных пациентов ежегодно, 13 инновационных технологий, 94 проведенных трансплантаций. Возможно для обычного человека - это всего лишь цифры, но для тех, кто работает в центре, это оценка их ежедневной работе и заботе о своих пациентах.
Об ассортименте медицинских услуг, интересных соотечественникам и иностранцам, о "хрустальных детях" и о лечении онкобольных детей в стране, об отношениях между врачами и их пациентами редакции BestDoctor.kz рассказал директор Национального научного центра материнства и детства Корпоративного фонда "UMC", кандидат медицинских наук Хайрулин Бекбай Еслямович.
— То, что этот центр существует и здесь лежат, лечатся и поправляются дети, ведется серьезная научная работа, — это ведь большое достижение для отечественной медицины. Как бы вы сами охарактеризовали этот центр и свою команду врачей, с которыми вы работаете?
- Без лишней скромности, хочу сказать, что действительно работа проделана огромная. Помимо того, что мы лечим здесь больных, на базе центра мы "готовим" будущих докторов, занимаемся образовательной деятельностью. Я лично очень горжусь своими сотрудниками. Их больше тысячи, в том числе порядке 300 врачей. Многие из них прошли обучение как в Казахстане, так и за его пределами. Наши медсестры тоже имеют очень хорошее образование. Также вместе с нами работают более 15 докторов медицинских наук. Т.е. понимаете, да, что потенциал очень велик!
- Говоря об этом центре, в голове выстраивается картина того, что эта больница одна из первых. И оно ведь так и есть? Что было сделано в центре за эти годы?
- Нашему центру чуть больше 10 лет, мы стали функционировать с 2007 года. Но мы уже с гордостью можем говорить, что внедрены современные медицинские технологии в области акушерства и гинекологии. Это как раз о том, что впервые. В частности, впервые в стране в стенах этого центра мы провели пересадку костного мозга детям с онко-гематологическими заболеваниями, впервые в центре мы сделали нуждающимся детям пересадку почек, печени. В нашем Центре функционируют основные направления медицины по охране здоровья матери и ребенка: педиатрия, детская онкология, детская хирургия, в том числе трансплантология, акушерство и гинекология, неонатология! Сейчас центр располагает 27 клиническими отделениями.
- Но при всех перечисленных достижениях, хорошем техническом оснащении, родители везут своих деток в Америку или Европу, сетуя на то, что здесь их больным детям помочь не могут.
- В Казахстане, как и в любой другой стране мира, невозможно за пять лет прийти к тому, к чему, например, в той же Америке шли не один десяток лет. Реальность такова, что рак у детей развивается стремительно, и если его не диагностировать и не лечить, возможен самый печальный исход. И, конечно, родителя, который пытается всеми силами помочь своему ребенку, нельзя осуждать в том, что он иногда скептически относится к казахстанским врачам. Это ведь происходит именно в тех случаях, когда шансов на выздоровление остается очень мало, и мамы и папы уезжают к западным специалистам. Другое дело, когда ребёнку ставят онкологический диагноз, который успешно лечится нашими врачами, родители немедленно хотят уехать за рубеж. Это вообще не обязательно. Сегодня в Казахстане доступны те же виды высокотехнологичной помощи, что и за рубежом. Практически все формы рака у детей в нашей стране можно лечить. Да, есть некоторые дорогостоящие методы лечения, которых в Казахстане пока нет. И только, если они действительно требуются ребёнку, надо решать вопрос о его отправке за границу. Любое лечение за границей стоит очень дорого, и медицинский туризм стал успешной бизнес-моделью. Можно отдавать колоссальные суммы на лечение за рубежом, но я всегда говорю: лучше инвестировать в здравоохранение собственной страны и развивать свою медицину.
- А к нам за медицинской помощью часто приезжают туристы?
- Точное число человек, приехавших специально именно к нам лечиться, определить сложно. Но в нашем центре получают лечение пациенты из России, Кыргызстана и других стран СНГ. Мы сами сотрудничаем с ведущими клиниками Америки, Европы, Южной Кореи. Знания, которые передали зарубежные специалисты нашим врачам, позволили нам шагнуть вперед по многим направлениям медицины, особенно в области детской онкологии. За время функционирования отделений детской онкологии осуществлено более 80-ти трансплантации костного мозга очень сложным больным.
- В сентябре этого года Минздрав решил, что детей с несовершенным остеогенезом будут лечить в вашем центре. Как обстоят дела с новым направлением для больницы?
- Совсем недавно мы выписали последних детишек с этим очень сложным заболеванием, которое носит название несовершенный остеогенез, в народе называют "хрустальные дети". Они прошли у нас курс терапии. Мы провели, на мой взгляд, очень важный мастер-класс. Пригласили ведущего специалиста из Москвы Наталью Белову, которая поделилась своим опытом лечения таких детишек.
- Среди сказанных вами суждений, прозвучало слово доверие. Насколько сложно добиться и не потерять вот эту связь между пациентом и врачом, учитывая то, что профессионализм врачей в обществе вызывает неоднозначное впечатление?
- Вообще, проблема взаимоотношения медицинского работника и пациента - очень сложная тема и актуальна она не только в Казахстане, но во всем мире. Безусловно, я признаю, что иногда компетенция медработников не совсем достойного уровня, есть пробелы в знаниях. Поэтому нужно рассматривать этот вопрос со всех сторон. Т.е. медицинское образование не должно заканчиваться у порогов университета и с момента получения диплома. Мы всегда говорим, что медработник неустанно должен повышать свою квалификацию, а мы - должны создавать условия, чтобы доктор мог учится и развиваться. Это первое.
А есть и другая сторона этой работы. Низкая оплата труда некоторых медицинских сотрудников, сестринского персонала, участковых врачей, отсутствие жилья у многих из них, рутина на работе - все это оказывает на врача психологическое давление, и такие многие медработники в конце концов начинают испытывать профессиональное выгорание. Конечно, говорить сейчас о том, что пациент всегда прав, а врач - нет, не всегда верно. В конце концов, ни один врач не застрахован от таких случаев, когда может быть нанесен невосполнимый ущерб пациенту, а значит и клинике, где работает этот врач, и, что не менее важно, все это в итоге сказывается на имидж всей системы здравоохранения. Здесь нужно всегда помнить о принципе "не навреди".
Третье - про доверие. Педиатрия - это работа с больными детьми, которые могут испытывать боль, страх и другие отрицательные эмоции, и ощущения. Здесь важно знание детской психологии, умение настроить ребенка на нужный лад, защитить его от страхов. Это не взрослый, который, в большинстве случаев, настроится на все самостоятельно.
- А кто защищает врачей? К примеру, когда в СМИ появляется негативная информация о них, как доктора справляются с таким давлением?
- В этих случаях медработники остаются наедине с такой проблемой, они не защищены никаким образом от не всегда обоснованной критики, излишней субъективной оценки. Это действительно острая проблема. И чтобы решить ее, необходимо поднять на законодательном уровне вопрос о страховании профессиональной ответственности медработников. Нужно развивать систему медицинской юриспруденции. Доктора должны иметь не только социальную, но и правовую защищенность.
- Работа врача в принципе очень сложная, а, когда врач руководит всей больницей, сложно вдвойне. Вы не жалеете, что выбрали эту профессию?
- Я могу дать однозначный ответ: не жалею и никогда не жалел. Я даже не знаю, чем бы я занимался, если бы не врачевал. В этой профессии я уже более 35 лет. Начинал я участковым врачом. Вспоминая свою трудовую деятельность, можно сказать, что за это время ситуация изменилась, ранее отношения между медработником и его пациентом были намного доверительнее. Несмотря на все те препятствия и сложности работы, о которых мы уже говорили, я горжусь своей профессии, и думаю, что в свое время выбор был сделан верным. А должность руководителя нашего замечательного центра нисколько меня не тяготит. Сейчас такой период: сейчас я другим даю возможность реализовать себя.
- И на последнее оставим ваши пожелания молодым врачам.
- Помимо всех таких банальных пожеланий типа терпения, труд и т.д., я всем будущим специалистам желаю ежедневно совершенствоваться, каждый день читать хотя бы пару страниц о достижениях в области медицинской науки. Для этого в настоящее время есть все возможности. Доктор, который остановился, делает два шага назад. Нужно развиваться каждый час, который освободился у тебя между работой. Потому что, зная, как стремительно движется вперед мировая медицина, не развиваться было бы большим проступком, которому никаких оправданий нет.