Заведующий отделением ортопедии №2 Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (НИИТО) Кайрат Тажин
Для многих из нас врач ортопед-травматолог ассоциируется с образом сильного сурового мужчины, который любит черный юмор и не знает жалости к пациентам. Однако ортопеды очень душевные и веселые люди, просто им нужно лечить переломы и вправлять кости, а не поддаваться эмоциям. Насколько трудна работа ортопеды, в чем особенности оперативного удаления "шишек" на стопах и почему даже после операции может возникнуть рецидив, корреспонденту Bestdoctor.kz рассказал врач ортопед-травматолог Кайрат Тажин.
Огни Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии г. Нур-Султан горят с самого раннего утра. Медперсонал приходит сюда ни свет, ни заря и опоздавших "чует" сразу. О дисциплине во втором отделении ортопедии опоздавшим гостям врачи упомянули неоднократно. Ведь утро определяет весь день.
Тажин К.Б.: «В 7:50 у нас планерка, где проходит отчет врачей и медсестер за прошедшие сутки. Затем обход, и после этого пациента привозят в операционную. Т.е. все здесь у нас проходит живо и в таком энергичном темпе».
Пожалуй, как раз по этой причине медицинский центр является одним из лучших в стране. Для справки, НИИ ТО - единственный в Казахстане научно-клинический и образовательный центр, где разрабатываются и внедряются передовые технологии. Здесь каждый день выполняется более 50 операций и более 8 тысяч операций – в год! И, конечно, дисциплина важна здесь, как нигде.
Тажин К.Б.: «Наше отделение занимается проблемами верхних и нижних конечностей, последствиями травм и неудачно выполненных операций. И, как правило, они поступают к нам, чтобы мы исправили эти последствия».
Медицина — дело сложное и ответственное, а работа ортопеда и вовсе — ювелирная. Человека, пострадавшего во время дорожной аварии или катастрофы, буквально заново ставят на ноги. Каждая операция — уникальная, повторы исключены. Кажется, что такое под силу только человеку, который живет своей профессией. Кайрат Болатович — как раз из таких.
Его врачебная карьера была словно предопределена судьбой. Отец – хирург-травматолог, мама — терапевт, поэтому о медицине он ребенком знал не понаслышке.
Тажин К.Б.: «Мои родители – оба врачи. Сейчас они на заслуженной пенсии. Скорее всего вот эти семейные посиделки, аура во время завтрака, обеда, ужина, - все это, конечно, отразилось на моем решении стать врачом».
С ортопедией доктора связывают 19 лет, и уже в другой профессии, признается Кайрат Болатович, он себя не представляет.
Тажин К.Б.: «Ортопедия, да ещё и в хирургии, это же такая страсть! Это жизнь, и эта профессия даёт тебе большие возможности!».
По словам хирурга, за 19 лет его практики были и простые, и тяжелые случаи. Его пациенты – это люди с врождённой и приобретенной деформацией рук и ног, а также врождённой деформацией грудной клетки. Сейчас к доктору чаще всего обращаются по поводу патологии стоп. Лечение одного из таких случаев этого направления нам удалось увидеть своими глазами.
Тажин К.Б.: «У нас сегодня Халюс-вальгус. Будем оперировать».
«Халюс-вальгус» - это по-научному, а в простонародье – это всем известные «шишки на стопах». Несмотря на то, что на практике хирурга было проведено свыше двух тысячи операции по удалению таких «шишек», к каждому случаю Кайрат Тажин подходит индивидуально.
Тажин К.Б.: «Убрать шишку - это 30% нашей работы, потому что - это эстетическая процедура. Но помимо того, что нам нужно убрать эту шику, нам еще нужно исправить деформацию большого пальца. Вот мы сейчас убирали шишку, видите? Теперь создаем искусственный перелом, чтобы иметь возможность создать правильную ось кости. Т.е. направляем палец в нужное направление. Далее все это фиксируется».
Операция проводится через миниинвазивный доступ. Это самый современный метод в ортопедии. Длительные реабилитации исключаются, да и сама операция проходит быстро: каждой стопе уделяется не больше десяти минут. На первый взгляд кажется, что с частотой таких процедур изменилось и отношение людей к сути операции. Но при всей простоте этого метода, такие операции меняют качество жизни многих пациенток Кайрата Болатовича. Именно пациенток, потому что у женщин данная деформация стоп встречается чаще всего.
Тажин К.Б.: «Есть такая статистика, 63-80% пациентов, страдающих Халюс-вальгус – это лица женского пола. Больше всего это связано с наследственностью, и, конечно, играет роль состояние связочного аппарата передней стопы. Из-за того, что этот аппарат слабый, в основном у женщин, происходит распластывание переднего отдела стопы».
Среди причин возникновения таких нарушений стоп хирург отмечает неправильное ношение обуви. И выражение «красота требует жертв» очень хорошо описывает эту проблему. Сегодня редкая женщина не имеет в своем гардеробе туфель на шпильке или хотя бы на каблуке. Обувь с зауженными носками и высокими каблуками уменьшает площадь стопы, и большая часть массы тела переносится на передний ее отдел, что неизбежно ведет к его перегрузке и деформации. В результате, чтобы больше не чувствовать боль при ходьбе и не испытывать дискомфорт, с каждым годом все больше женщин попадают на стол к хирургу.
Тажин К.Б.: «Есть консервативное лечение, ношение бандажей, специальные упражнения, ношение большой ортопедической обуви с широким носком. Но деформации второй и третьей степеней решаются только хирургическим методом. И сейчас это заболевание молодеет, к примеру, мы оперировали 12-летнюю девочку. А на столе у нас молодая девушка, ей 16 лет. И мы уже заканчиваем с одной стопой и переходим ко второй. Как вы видите на мониторе, мы не только удалили «шишки», но и «сделали» ровный палец путем искусственного перелома. Кстати, не все хирурги делают эту процедуру так, как сделали это мы. Многие просто удаляют и сразу зашивают».
На вопрос о том, может ли «шишка» появиться снова, хирург отвечает, что рецидивы могут быть у любого хирурга. Чаще всего причинами служат неверно выбранная хирургом тактика и невыполнение пациентом рекомендаций. Также рецидивы случаются в ходе апробации новой технологии. К слову, о новаторстве в отделении можно судить и по выбранному методу, и по просторной операционной, и по установленному в ней оборудованию.
Тажин К. Б.: «Вот этот метод – миниинвазивный - самый последний. Есть сторонники открытых вмешательств. Т.е. через открытые доступы. 50% подологов пропагандируют открытые методики, когда есть обзор. Я тоже так начинал, но меня это не совсем удовлетворило, потому что это длительная реабилитация. И я перешел к такому новому методу. Да и на ногах в операционной стоишь меньше. Я думаю, этому рад не только я, но и все, кто сегодня с нами работают здесь».
В операционной своя атмосфера, понятная только медицинским работникам. Здесь все стоит на своём месте, каждый занимает свой пост и выполняет свою функцию. Анестезиолог, медсестры и санитарка, хирург и его ассистент – все эти люди находятся там, где рождаются революции в медицине.
Тажин К.Б.: «В операционную я всегда захожу с хорошим настроением и творческим подходом. А именно это и важно ортопедической хирургии. Наши пациенты - это пациенты со стажем, которые не раз были прооперированы. И иной раз мы не знаем, что там, с чем придется работать. Поэтому нужно быть наготове всегда. Это та профессия, когда ты постоянно читаешь, ты никогда не расстаешься с анатомией. Казалось бы, ты это уже прошел в медуниверситете, но с каждым новым пациентом ты к этому возвращаешься».
Этому принципу верны и подопечные хирурга. Как и любой учитель, Кайрат Болатович, требователен к резидентам и ординаторам, но по его мнению, каждый из них имеет потенциал хорошего хирурга.
Тажин К.Б.: «Я, наверное, немного изменился. Раньше я был строже к студентам и начинающим хирургам, потому что нас тоже держали очень строго. Но со временем я понял, что как бы не ругал своих учеников, в конечном счете все зависит от их самих, решающую роль в их саморазвитии играют они сами».
- А что можете пожелать молодым врачам?
- Есть хорошие слова, которые когда-то произнес голландский хирург Ван Тульп: "Светя другим, сгораю сам!